Поиск

Пользовательский поиск

Музей HONDA


Как известно из истории, ещё в 1946 году Соитиро ХОНДА создал фабрику под названием «Институт технических исследований HONDA». Тогда, в послевоенное время, двигатели и небольшие мопеды пользовались большим спросом. Создание фабрики можно охарактеризовать как серьезный старт и начало развития огромной корпорации, которая постепенно становилась лидером на мировом рынке автомобилестроения.

Но не одному только великому гению Соитиро компания HONDA обязана успехом и процветанием. У Соитиро ХОНДА были не менее талантливые соратники. К примеру, Такэо Фудзисава, который был силен отнюдь не в изобретательстве, но был потрясающим управленцем. Такэо пришел работать в компанию HONDA в 1949 году, и практически сразу вошел в Совет Директоров, где наряду с Соитиро принимал важные ключевые решения в сфере менеджмента и маркетинга. Соитиро и Такэо делили обязанности, работали сообща и были настоящими равноправными единомышленниками в общем деле. Впоследствии Фудзисава был назначен на пост вице-президента HONDA. На год раньше Такэо, в 1948 году на службу в компанию HONDA поступил выпускник технологического колледжа, молодой и перспективный специалист Киоси Кавасима, который преимущественно занимался разработкой мотоциклов. Работая сообща, четко и грамотно распределяя обязанности между собой, эти люди постепенно подняли компанию до очень высокого ранга.

В самом начале своего становления компания занималась мопедами, а также совершенствовала старые малогабаритные моторы.

Мопеды создавались путем установки небольших двигателей на велосипеды, однако, со временем, были разработаны новые прочные рамы. К созданию первых быстрых мотоциклов компанию HONDA подтолкнула, не ведая того сама, фирма КАТИГАВА, специализирующаяся на выпуске именно рам, тогда как HONDA разрабатывала, в основном, моторы. Вначале Соитиро воспринимал фирму как опасного конкурента, но его соратник, управленец Фудзисава немедленно разработал собственную концепцию организации и сбыта производства. Успешным созданием и реализацией первого мотоцикла компания HONDA обязана именно Фудзисаве, который грамотно продумал все маркетинговые тонкости.

Первый мотоцикл, ставший легендарным, был выпущен компанией HONDA в 1949 году, и назван многозначительным словом МЕЧТА. Двухтактный двигатель не помешал ему быть быстрым и мощным для своего времени. Создание мотоцикла стало настоящим достижением для сотрудников HONDA, в нем были воплощены самые креативные идеи и прогрессивные разработки, какие только существовали в начале пятидесятых годов.

98-кубовый двигатель мотоцикла под названием МЕЧТА, был особой гордостью разработчиков и самого Соитиро ХОНДА. Успешные маркетинговые ходы принесли свои результаты: для того, чтобы продажи были успешны, компания HONDA договаривалась с дистрибьюторами о том, что на определенной территории будут продаваться строго определенная продукция. Дилерские сети расширялись и росли.

Для того, чтобы нейтрализовать опасного, как казалось на тот момент, конкурента — фирму КИТАГАВА — маркетолог Фудзисава заявил дилерам о том, что если те хотят продавать мотоцикл МЕЧТА (Dream), то HONDA прекратит поставку двигателей. Он также заверил, что если дилеры будут продолжать работать с фирмой КАТАГАВА, то HONDA будет продолжать поставлять им двигатели, но не получит мотоциклы. Таким образом, Фудзисава очертил новый тип сотрудничества с дистрибьюцией — «эксклюзив». Вначале продавать МЕЧТУ вызвались лишь несколько дилеров, которых можно было пересчитать по пальцам, однако вскоре Соитиро ХОНДА и Фудзисава сами создали мощную дистрибьюторскую сеть, позволившую за короткое время увеличить продажи. Таким образом, пусть и не сразу, но мотоцикл МЕЧТА завоевал титул успешного продукта компании HONDA.

Хорошо продавались также и 50-кубовые двигатели, которые большими партиями уходили на экспорт.

С участием одного из иностранных партнеров случилась интересная история, вошедшая во все биографии Соитиро ХОНДА. Случай, описанный ниже, прекрасно иллюстрирует бизнес-кредо великого изобретателя.

 Из биографического справочника: «Встретив гостя, Хонда и Фудзисава переусердствовали, угощая бизнесмена сакэ. Тому стало плохо, но это ещё полбеды: иностранный гость уронил свою вставную челюсть в туалет. ХОНДА, не задумываясь ни на секунду, полез в выгребную яму, нащупал вставную челюсть, выбрался на свет божий, отправился в ванную и появился оттуда, лихо выплясывая, со… вставной челюстью во рту. Он моментально сумел снять напряжение, и висевшая на волоске сделка была спасена. ХОНДА, вспоминая этот инцидент, говорил: «Человек, который стоит во главе компании, должен быть готов к действиям, которые другим его сотрудникам могут показаться ненавистными. Вовсе не обязательно повторять эти действия многократно: достаточно одного прецедента, чтобы твои подчиненные последовали за тобой». ХОНДА ничуть не стеснялся своей репутации «клоуна». А вскоре он получил себе в напарники второго «коверного» — Фудзисаву. Их стиль ведения переговоров — с прибаутками, рассказыванием анекдотов, розыгрышами — довольно часто срабатывал как надо, но иногда «клоунов» не понимали. В 1952 году, например, после очередного представления Хонды и Фудзисавы банкиры отказались выдать кредит в 5 млн. иен, сославшись на то, что «банк не может доверять шутам гороховым».

Время шло, технологии совершенствовались, и начало пятидесятых годов ознаменовалось для компании HONDA созданием новейшей модели — четырехтактного двигателя. Затем последовала разработка более мощного мотоцикла на основе нового двигателя, которая также была вполне успешной. К середине пятидесятых компания HONDA выходит на лидирующие позиции по ежегодному объему производства в Японии. И здесь необходимо отдать должное талантливому специалисту, верному единомышленнику Соитиро, Киоси Кавасиме, который стал главным разработчиком четырехтактного двигателя Type E объемом 146 кубических сантиметров и мощностью пять с половиной л.с. Кавасима лично испытал новый двигатель, и данное испытание доказало серьезность разработки и показало успех на практике.

Новая модель мотоцикла, испытанного Кавасимой, сменившая МЕЧТУ начала пользоваться серьезным спросом, однако компании HONDA все ещё приходилось заказывать некоторые детали у сторонних производителей. Это обстоятельство подстегнуло Соитиро и его соратников, и у компании HONDA появился стимул для мощного технического рывка. Так HONDA за два с небольшим года смогла построить три собственных завода по производству различных деталей для мотоциклов и автомобилей.

 Каким же образом не очень крупная фирма могла позволить себе вложить в постройку и оснащение заводов около миллиарда йен? Мобилизовать такие огромные средства удалось благодаря специфической организации продаж. Чтобы продавать мотоциклы HONDA, дистрибьюторам приходилось заключать отдельные договоры на каждую модель. А новые модели появлялись на конвейере компании каждый год. В 1952 году появился Сub, на следующий год — Benly, а в 1954 году появился скутер Juno — революционная по дизайну машина. Желающим стать эксклюзивным дистрибьютором Juno необходимо было внести авансом порядка десяти миллионов иен.

Ещё одним фактором, который поспособствовал резкому взлету ХОНДЫ, стала успешно проведенная акция по созданию дилерской сети по сбыту двигателей. В начале 50-х в стране было порядка 400 крупных дистрибьюторских фирм, которые занимались продажей мотоциклов, пользующихся большим спросом у поставщиков. Соитиро ХОНДА вместе с Фудзисавой тут же создали сеть велосипедных мастерских, которых в стране насчитывалось около пятидесяти тысяч. Дилеры не заставили себя долго ждать.

В это же время, компания HONDA, выработавшая свою стратегию и миссию, озвучила, наконец, свой девиз образца 1956 года: «Придерживаясь интернационального подхода, мы преданы идее создания продукции высочайшей эффективности по оправданной цене для максимально полного удовлетворения потребностей каждого покупателя в каждой стране».

 Компания HONDA развивалась быстро и стремительно. Только новые прогрессивные методы в области маркетинга и менеджмента могли придать ей новое дыхание и силы. Соитиро ХОНДА, считаясь с прогрессом и новыми идеями, решил, что перемены будут как нельзя кстати. С учетом пожеланий руководства были произведены важные перестановки: подразделения стали четко разграниченными автономными отделами; иерархия перестала существовать практически совсем; служащие и ключевые специалисты получили статус равных. Такая структура целиком и полностью способствовала тому, что в компании появлялись отдельные таланты, которые получали возможность действовать независимо друг от друга, при этом, все же, подчиняясь общей миссии HONDA. Кстати, тот факт, что ни ХОНДА, ни Фудзисава не намеревались передавать компанию наследникам, сыграл очень важную роль при получении компанией долгосрочных банковских кредитов: владельцы банков были уверены, что дело перейдет в руки высококвалифицированных специалистов. Важным фактором новых подходов к менеджменту и производству стали провозглашенные в 1956 году Соитиро ХОНДА «Принципы Компании». Их основа сводится к четырем постулатам: создание новых рынков, участие всех работников в управлении, интернационализация производства, решение технических и прочих проблем без оглядок на прецеденты, традиции и общепринятые мнения.

Достаточно трудно было в то время создать новые рынки и сделать производство интернациональным. Несмотря ни на что, не боясь трудностей, компания HONDA была нацелена на перспективу, на будущее, и, таким образом, была фактически неуязвима. Новейшие технологии стали для компании важнейшим аспектом деятельности. Легендарный автомобиль под названием Civic, а также серию автомобилей класса recreational vehicles — RV компания разработала в то время, когда потребители требовали именно этого продукта. Проблема экологии только становилась актуальной, а HONDA уже разработала и выпустила двигатель CVCC. Продукт стал востребован через пару лет, когда в большинстве стран были введены серьезные ограничения на содержание токсичных веществ в выхлопных газах. И в этом компания HONDA стала первой.

В самом начале шестидесятых HONDA стартует как производитель новейшей серии автомобилей, попутно внедрив в работу собственный завод по производству деталей и оборудования. Немногим позже это завод станет плацдармом для компании HONDA ИНЖИНИРИНГ КО ЛТД.

После разработки двигателя CVCC единомышленники в лице ХОНДА и Фудзисавы поняли, что совершили настоящую техническую революцию. В начале семидесятых Фудзисава, будучи талантливым управленцем, собрав в компании настоящих профи, заявил о своем уходе из компании на заслуженный отдых. Соитиро ХОНДА отреагировал незамедлительно, сообщив, что покидает пост президента компании вместе с соратником и другом.

Президентом компании HONDA в 1973 году становится высококвалифицированный специалист, изобретатель и разработчик Киоси Кавасима.

В это же время Соитирой ХОНДА создается два фонда: ассоциация по проблемам безопасности движения, а также фонд HONDA, который имел большое влияние на изучение науки и техники. Фонд организовал несколько международных симпозиумов, на которых ХОНДА постоянно выступал с лекциями. На недоуменные вопросы журналистов, зачем все это нужно владельцу автокомпании, ХОНДА отвечал просто и честно: «Я не владелец». Фудзисава на пенсии предавался исключительно праздности, жалея лишь о том, что HONDA выиграла в 1966 году этап «Формулы-1» в Мексике: «Проиграй мы тогда, у нашего двигателя было бы не водяное охлаждение, а воздушное. И тогда Civic появился бы гораздо раньше». Фудзисава скончался в 1989 году. ХОНДА пережил своего соратника на два года.

С 1991 года президентом корпорации HONDA был назначен Нобухико Кавамото. За 20 лет работы в компании он успешно преодолел сложные для автомобилестроения годы, хотя для этого пришлось внедрить столь рискованный план и управленческую пирамиду и поменять корпоративную культуру компании. Но Соитиро ХОНДА наверняка гордился бы своим учеником, ведь «человек, стоящий во главе компании, должен быть готов к действиям, которые другим могут показаться ненавистными».

Многие известные компании сами проектируют и создают большую часть своего производственного оборудования, однако такие как ХОНДА и его соратники — явление редкое. Для таких людей, как они, создание собственного оборудования имеет ключевое значение.

На сегодняшний день всемирная корпорация HONDA самостоятельно изготавливает практически всё важнейшее производственное оборудование для своих заводов.

Сейчас HONDA — первая в мире по производству мотоциклов, а также входит в первую десятку мировых производителей автомобилей.

Силовая продукция — культиваторы, генераторы, газонокосилки, двигатели, лодочные моторы — пользуются большой популярностью в мире. Корпорация владеет 119 производственными предприятиями во многих странах. В 2000 году в мире было продано 2 540 000 автомобилей, 5 160 000 мотоциклов, 4 080 000 единиц силовой продукции с маркой «HONDA».

Участие компании HONDA в моторных видах спорта стало уже доброй традицией.

Вот, что говорит об этом Такэфуми Хосака, руководитель проекта участия компании HONDA в гонках Формулы-1 и Исполнительного Директора «Honda Racing Development»: «В компании уверены, что помимо способов увеличения мощности двигателя существует огромное количество других полезных вещей, о которых стоит узнать. Это — технологии создания гоночных шасси, система управления командой и понимание ситуации в целом. HONDA заинтересована в самосовершенствовании в этих областях и рассматривает их в качестве новых высот, которые предстоит покорить третьему поколению инженеров, занятых в этом проекте».
За последние несколько лет произошло большое количество слияний и объединений крупнейших мировых компаний не только в автомобилестроительной отрасли, но и в других индустриальных секторах. Возможно, это является свидетельством того, что многие компании, работающие на мировом рынке, рассматривают увеличение размеров компании как единственный путь выживания. Компания HONDA следует иной стратегии и намерена сохранить все преимущества независимого и сравнительно небольшого, по мировым масштабам, концерна. Эта стратегия дает возможность сочетать быстроту реагирования, гибкость и эффективность маленькой структуры с такими ценностями мировой компании, как доступ к мировым ресурсам и технологическая мощь.
Оставаясь независимой, компания HONDA продолжает вводить в действие в общемировом масштабе «новую производственную программу», которая уже функционирует на заводах в Японии.
Главная цель данной программы — создание гибкой и эффективной глобальной производственной структуры, способной немедленно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры, и строительство экологически чистых предприятий.
В 2005 году HONDA уделяла много внимания использованию информационных технологий для разработок своей продукции, организации продаж путем создания IP-сети и дальнейшего развития существующих веб-сайтов. В то же время HONDA представила на рынок двигатели серии «i» нового поколения и новую «глобальную компактную платформу», показанную одновременно с последней моделью автомобиля «Сивик».

Особое внимание компания HONDA уделяет исследованиям и разработкам в области создания технологий будущего. Создание двигателей, работающих на топливных элементах, интеллектуальной транспортной системы будущего — это только несколько примеров такой работы. Ещё одной областью применения высоких технологий, разрабатываемых компанией HONDA, является создание человекоподобного робота. Цель данного проекта — создание робота, который, функционируя независимо, мог бы быть полезен в повседневных заботах людей. Исследования в данном направлении начались в 1986 году, десять лет спустя свет увидел первую модификацию робота, а в 1997 году была выпущена более совершенная модель.
Последним достижением компании явился робот ASIMO, представленный широкой публике в конце 2000 года. Робот последнего поколения легче (43 килограмма вместо 130) и меньше (уже 120, а не 160 см) своего предшественника. Снижение веса улучшило маневренность, а небольшой рост наилучшим образом подходит для оперирования бытовой домашней техникой, открывания дверей и прочих задач. Походка ASIMO максимально приближена к человеческой — она естественна и основана на управлении изменением центра тяжести для сохранения равновесия при движении. Собственно свобода движений робота крайне велика — количество плоскостей, в которых могут двигаться его конечности, равняется 26-ти. Управление роботом было значительно упрощено — теперь оно может осуществляться и дистанционно. Одним словом, компания «HONDA» достигла больших успехов в создании функционального и, что не менее важно, привлекательного помощника по хозяйству в недалеком будущем.
Сегодня компания HONDA — это уникальный пример корпорации, которая успешно работает на рынках авто-, мото- и силовой продукции пяти континентов, является достойным участником различных спортивных соревнований, делает инвестиции в разработку перспективных высокотехнологичных проектов, ведет работы по кардинальному улучшению экологичности выпускаемых продуктов, оставаясь при этом одной из немногих независимых автомобильных компаний в мире. Потенциал специалистов HONDA поражает своим профессионализмом и полностью соответствует уровню подбираемых управляющих и продавцов продукции фирмы по всему миру.
HONDA всегда следовала и продолжает следовать важнейшему из принципов: производить качественный продукт и продавать его по разумной цене, принося радость и пользу людям во всем мире.
Приносить радость людям через продукты, которые повышают уровень их жизни, а также делать вклад в социальное развитие общества — вот основные принципы корпорации HONDA. И в ближайшее время они останутся неизменными.

Комментариев нет:

Отправить комментарий